12 Типовые неисправности
При эксплуатации теплосчётчика КМ-9 могут возникнуть различные проблемы, наиболее типичные из которых рассматриваются в данном разделе.
12.1 Нештатные ситуации при вводе теплосчётчика в эксплуатацию.
Подготовка к эксплуатации — достаточно трудоемкий этап, требующий тщательного соблюдения требований документации на теплосчётчик. Кроме того, на этом этапе к работе привлекаются люди различной подготовки и квалификации. Поэтому основное правило — после монтажа теплосчётчика и коммуникационных линий необходимо провести тщательную проверку соответствия монтажа спецификациям проекта.
Особое внимание необходимо уделить проверке монтажа линий питания и связи. Наиболее частая проблема — переполюсовка линий. Поэтому до подачи питания необходимо убедиться в правильной полярности разводки питания на измерительные модули и вычислитель (ВБ). После проверки линий питания можно подсоединить модули к разъемам и провести контроль линий связи.
Эту операцию полезно начать с проверки конфигурации вычислителя (см. разделы «Перенастройка прибора на конкретные условия применения» и «Работа с прибором»).
Параллельно с проверкой конфигурации первичного преобразователя будет выполняться также грубый контроль состояния связи с ними и состояние подключенного к ним оборудования.
Если конфигурация (список номеров) первичных преобразователей соответствует используемым блокам, но связи с некоторыми из них (или со всеми) нет, необходимо проверить правильность монтажа линий связи.
В первую очередь, необходимо убедиться в правильной установке переключателей согласующих резисторов в платформах подключения первичных преобразователей. Положение ON переключателей соответствует включенным резисторам. Резисторы должны быть включены только на концах линии связи, а сама линия RS-485 должна быть выполнена в виде шлейфа и при этом не должно быть ответвлений длиннее 80 см. Типовыми способами организации шлейфа могут быть только два варианта, показанные на рисунке 1.
Если переключатели резисторов установлены правильно, а связи все равно нет, то необходимо проверить надежность контактов переключателей и отсутствие переполюсовки. Каждая фаза сигнала А и В должна быть соединена с одноименной фазой во всех модулях. Наиболее простой способ проверки – при помощи вольтметра. Подключив резисторы согласования на вычислителе и отсоединив все платформы ППС, необходимо замерить напряжение между общим проводом (экраном G) и фазами А и В. Напряжение на фазе А должно составлять примерно 2,5 В, а напряжение на фазе В – примерно 2В.
После наладки связи с первичным преобразователем проверяется исправность датчиков. Для этого используется раздел ИНДИКАЦИЯ – СИСТЕМА N - СОСТОЯНИЕ меню вычислителя (см.
раздел «Работа с прибором»). Последовательно просматриваются показания всех датчиков для каждого преобразователя и контролируется значения расхода, температур и давлений, которые должны соответствовать ожидаемым.
Наиболее частой ошибкой монтажа является переполюсовка, замыкание или обрыв цепей ТП.
Обрыв цепи ТП диагностируется по нулевому току через термометр сопротивления. Переполюсовка или замыкание ТП — по отрицательному значению температуры.
Иногда возникает ситуация с установкой преобразователя расхода против направления потока, при этом прибор стабильно показывает отрицательный расход.
После устранения неисправностей датчиков вычислитель переводится в штатный режим, включается счет, и дальнейший контроль функционирования прибора осуществляется в меню ИНДИКАЦИЯ.
12.2 Нештатные ситуации при эксплуатации теплосчётчика.
В конструкции теплосчётчика введены дополнительные функции индикации нештатных ситуаций, при возникновении которых начинает мигать индикатор Blink-кода и на экране ОП в разделе меню ИНДИКАЦИЯ – СИСТЕМА - СОСТОЯНИЕ индицируются сообщения об ошибках, что позволяет обнаружить нештатные ситуации при регулярном считывании показаний.
К нештатным ситуациям относятся:
• нарушение связи с первичным преобразователем или отказ датчиков – индикация «неисправно» и «отказ оборуд»;
• уход измеряемых значений за номинальный диапазон – индикация, «G<минимума», «G>максимума», «min>t>max»;
• отказ батареи часов – нет индикации в основном меню.
Уточнить причину нештатной ситуации можно по распечатке отчета событий.
Действия по устранению отказа оборудования аналогичны описанным выше.
12.3 Порядок замены батареи встроенных часов.
При наличии внешнего питания батарея не требует замены порядка 6-ти лет. Общее время отключения питания не должно превышать одного года.
Прежде чем приступить к замене батареи питания встроенных часов (в случае ее разряда ниже допустимого уровня), необходимо до отключения питания отключить счет вычислителя.
После замены батареи следует ввести дату и время, затем включить счет для возобновления штатной работы.
|